Новости

«Собраться в одной комнате, находясь за тысячи километров»: как красноярцы первыми в России создали платформу для метаконференций

В последние годы виртуальная реальность наконец превращается из дорогой игрушки во что-то полезное. К VR все чаще прибегают в самых разных областях: для удаленных встреч и совещаний, интерактивных презентаций, обучения сотрудников компаний... А недавно в Красноярске появился первый в России VR-проект под названием INREAL — он может заменить привычные Zoom-конференции и повысить результативность удаленной работы.

Будущее «удаленки»

С приходом коронавируса многие работодатели и сотрудники в полной мере оценили пользу удаленной работы — когда вместо того, чтобы ехать в офис, достаточно в пару кликов присоединиться к видеоконференции. Недостатки у такой работы, правда, тоже есть. Главный из них — различные отвлекающие факторы, мешающие человеку сосредоточиться на работе.

Как можно избежать этой проблемы? На самом деле, решение давно существует: нужно проводить встречи и совещания в виртуальной реальности, когда участники переносятся в одну комнату, в которой могут взаимодействовать друг с другом, общаться, а главное работать над совместными задачами, даже если находятся при этом за сотни и тысячи километров друг от друга.

Такой формат помогает не отвлекаться на электронные письма или сообщения и позволяет полностью погрузить участников встречи в максимально интерактивную среду, в которой можно не просто изучать графики и чертежи в объеме, но и осмотреть трехмерную модель нового изделия, разобрать его на части. Или прогуляться по парку, который в реальности еще только предстоит построить.

VR позволяет встречаться, работать над совместным проектом и просто проводить свободное время, находясь в сотни или тысячи километров друг от друга.

Все это может показаться невероятным, но в мире уже есть несколько подобных решений. Например, Glue, Engage или Horizon Workrooms (от компании Meta, которая признана экстремистской организацией и запрещена на территории РФ). Основатель Microsoft Билл Гейтс в своей статье «Причины для оптимизма после сложного года» («Reasons for optimism after a difficult year») в 2021 году и вовсе предсказал большое будущее для виртуальных встреч, написав: «Я предвижу, что в течение следующих двух-трех лет большинство виртуальных встреч перейдут из формата 2D изображений в 3D пространство с цифровыми аватарами участников».

В России рынок виртуальной и дополненной реальности развит слабо. Но так будет не всегда. Если верить компании PwC, к 2030 году российский рынок AR/VR составит порядка 15% от мирового (в денежном выражении это 225 миллиардов долларов). Мировой же рынок к тому моменту, как нетрудно подсчитать, достигнет объема в 1, 5 триллиона долларов.

Есть ли в России проект, готовый конкурировать с иностранными платформами для метаконференций? Оказывается, да. Он называется INREAL и создала его небольшая команда разработчиков из Красноярска.

«Нами разработана коммуникационная площадка, которая выступает аналогом всем известным видеосервисам, таким как Zoom, Microsoft Team и другие. Однако, в отличие от перечисленных видеосервисов, наше решение позволяет погрузить участников встречи в определенную атмосферу, способствующей совместной работе и отдыху, или презентовать потенциальному заказчику как отдельные решения, за счет загрузки 3d моделей, так и целые сцен. К примеру, VR можно использовать для презентации концепта здания или производственного цеха», — рассказывает Олег Неборский, руководитель проекта.


Возможности платформы для метаконференций

Платформа INREAL позволяет проводить виртуальные встречи из любой точки мира. Причем, пространство для встречи будет таким, каким выберет его организатор. Нужен просторный офис, где люди соберутся за одним большим столом? Пожалуйста. Собраться у костра в лесу? И это возможно. Устроить совещание на космической станции, с видом на Землю? Такая локация уже существует в INREAL. Кроме того, всегда есть возможность не выбирать готовую локацию, а спроектировать все так, как нужно для мероприятия.

Во время метаконференций участники могут фиксировать свои идеи виртуальным маркером прямо в воздухе, создавать трехмерные рисунки с использованием чертежного инструмента, а также формировать масштабные интеллектуальные карты из неограниченного количества стикеров разного размера и цвета. К тому же, процессе обсуждения подгружать необходимые аудио и видеофайлы, изображения и демонстрировать их на одном из виртуальных экранах, размер и месторасположение меняется по желанию пользователя, а также, не выходя из виртуальной среды, пользоваться другими приложениями — подключив экран своего компьютера.

Более того, участники встречи, всего по одной фотографии, могут создать реалистичного аватара и оставаться самим собой даже в виртуальном мире.

«VR дает чувство контакта. В виртуальной среде все друг друга видят и в некотором роде чувствуют: кто на что смотрит, кто о чём говорит, где вообще сейчас фокус встречи. VR обладает всеми преимуществами реальных встреч, но при этом вам не нужно искать подходящее помещение с необходимым мультимедийным оборудованием, расположение которого устраивало бы всех. Оно у вас уже есть, на неограниченное время. При этом, в одно мгновение, вы можете сменить локацию — с офиса, где комфортно работалось, на вечерний лес и загородное шале, в котором можно максимально расслабиться и насладиться непринужденным общением под звуки природы»,#nbsp;— говорит Олег Неборский.

С технической точки зрения платформа не очень требовательна: достаточно компьютера с процессором Intel Core i3 (либо i5) и 4-6 Гб видеопамяти, чтобы запустить решение на компьютере, или на проводных VR-очках, либо автономных, вроде Oculus Quest, поддержка которых появилась в конце 2021 года.

Возможность запуска платформы на автономных VR-очках, поддерживающих функцию отслеживания движение рук, позволяет пользователю с легкостью перемещать экраны или стикеры, вертеть в пальцах 3D-модели — а также бросить эту 3D-модель коллеге через всю комнату за счет добавления реалистичной физики.

Те, у кого нет VR-гарнитуры, могут просто подключиться с компьютера, либо использовать один из популярных сервисов видеосвязи: Skype, Zoom, Microsoft team и другое. Конечно, такого погружения, как при использовании VR-очков, не будет. Но вовлеченность все равно будет выше, чем при обычном видеозвонке.

Первыми пользователями INREAL стали сами разработчики — когда платформа была готова к использованию, по Красноярскому краю как раз ударил COVID-19. Команда была вынуждена перейти на удаленную работу, а все встречи стала проводить в виртуальном пространстве, в том числе и неформальные, собираясь вместе у виртуального костра. В какой-то момент команда даже сделала баскетбольную площадку для совместных игр.


Первый опыт

Многие проекты хорошо выглядят на бумаге, но имеют колоссальные проблемы с практической реализацией, чего не скажешь о INREAL.

В октябре 2021 года совместно с производителем автоматизированных киосков «Robymarket», для одной из московских выставок, был создан виртуальный шоурум, в котором сотрудники компании демонстрировали новые модели киосков и их работу потенциальным покупателям. Размещение киосков в виртуальном пространстве, позволило не только презентовать модели, которые пока не воплощены «в железе», но и разобрать киоски, чтобы посмотреть, как они устроены.

Виртуальная презентация позволила компании сильно сократить расходы на транспортировку, а также дала возможность одновременно участвовать в нескольких выставках. «В условиях, когда многие границы закрыты, а авиаперелеты стоят недешево, виртуальная реальность может стать отличной альтернативой для презентации дорогих, высокотехнологичных решений», считает Олег Неборский.

Месяцем позже INREAL стал частью Красноярского городского форума: в ходе виртуальной стратегической сессии, занимавший тогда пост мэра Сергей Ерёмин, вместе с коллегами, не только обсуждали парк будущего в 2050 году, но и конструировали его в виртуальной реальности.

«Красноярский городской форум стал первой площадкой в регионе, на которой одна из встреч прошла в виртуальной реальности, и сразу же при участии мэра города. При содействии Администрации города Красноярск и Красгорпарка, на платформе INREAL, участники встречи, в течении часа, обсуждали вопросы, связанные с развитием городских парковых пространств. Несмотря на длительность подготовительного этапа, а также мелкие шероховатости, присущие всему новому, считаем, что дальнейшая реализация подобных встреч на регулярной основе, позволит повысить качество встреч за счет интерактивности и более высокому уровню погруженности участников встречи в предмет обсуждения», — говорит Олег Неборский.

Помимо проведения виртуальных встреч и мероприятий у платформы есть еще одно перспективное направление развития: обучение сотрудников компаний в виртуальной реальности, по разработанному сценарию. Для прохождения обучения потребуется надеть VR-очки и запустить приложение, после чего сотрудник магазина оказывается в виртуальном магазине (для создания комнаты достаточно загрузить панорамную фотографию со смартфона), а перед ним появляется клиент — например, семейная пара или молодая женщина. Сотрудник должен правильно отработать сценарий общения с клиентом, получить оценку и перейти к следующему сценарию.

Опыт реализации подобных методов обучения, например, в американской сети Wallmart, имеющей филиалы в 28 странах мира, или в сети супермаркетов «Перекресток», показывает, что данный способ обучения, позволит снизить время, затраченного на обучение, с 3-х часов до 25 минут, а также повысить результаты на 10-15% в сравнении с традиционными методами обучения.


Дальнейшие перспективы

В краткосрочной перспективе, планируется развитие по двум направлениям: продвижение существующего решения в Азии, на которой рынок метавселенных активно поддерживается государством, а также развитие платформы в партнерстве с частными и государственными компаниями в России, обладающей значительным потенциалом для взращивания таких проектов.

«Уже сейчас INREAL — это целая экосистема, которая позволяет объединить сотрудников компании в рамках одной метавселенной для решения множества задач (от проведения мозгового штурма до совместного просмотра фильма) без необходимости нахождения в определенном физическом пространстве. Однако, потенциал INREAL гораздо шире, его применение не должно зацикливаться на одной или нескольких компаний, а распространяться на город, регион, страну... к примеру, для обсуждения виртуальных проектов новых общественных пространств, зданий и микрорайонов. Сегодня многие страны уже начали процесс создания своих метавселенных, которые будут максимально отражать их национальный колорит, в которых человек будет себя чувствовать себя, как дома. Метавселенные становятся новой точкой глобальной конкуренции, и если мы не хотим остаться на задворках — такие проекты нужно развивать уже сегодня», — считает Олег Неборский.

В данный момент INREAL доступен в Oculus App Lab, а также готовится релиз в сервисе Steam. Команда в поисках новых клиентов и партнеров для дальнейшего развития проекта — который на данный момент является единственным в своем роде на территории России.


Материал интернет-газеты NewsLab доступен по ссылке.