С приходом коронавируса многие работодатели и сотрудники в полной мере оценили пользу удаленной работы — когда вместо того, чтобы ехать в офис, достаточно в пару кликов присоединиться к видеоконференции. Недостатки у такой работы, правда, тоже есть. Главный из них — различные отвлекающие факторы, мешающие человеку сосредоточиться на работе.
Как можно избежать этой проблемы? На самом деле, решение давно существует: нужно проводить встречи и совещания в виртуальной реальности, когда участники переносятся в одну комнату, в которой могут взаимодействовать друг с другом, общаться, а главное работать над совместными задачами, даже если находятся при этом за сотни и тысячи километров друг от друга.
Такой формат помогает не отвлекаться на электронные письма или сообщения и позволяет полностью погрузить участников встречи в максимально интерактивную среду, в которой можно не просто изучать графики и чертежи в объеме, но и осмотреть трехмерную модель нового изделия, разобрать его на части. Или прогуляться по парку, который в реальности еще только предстоит построить.
VR позволяет встречаться, работать над совместным проектом и просто проводить свободное время, находясь в сотни или тысячи километров друг от друга.Все это может показаться невероятным, но в мире уже есть несколько подобных решений. Например, Glue, Engage или Horizon Workrooms (от компании Meta, которая признана экстремистской организацией и запрещена на территории РФ). Основатель Microsoft Билл Гейтс в своей статье «Причины для оптимизма после сложного года» («Reasons for optimism after a difficult year») в 2021 году и вовсе предсказал большое будущее для виртуальных встреч, написав: «Я предвижу, что в течение следующих двух-трех лет большинство виртуальных встреч перейдут из формата 2D изображений в 3D пространство с цифровыми аватарами участников».
В России рынок виртуальной и дополненной реальности развит слабо. Но так будет не всегда. Если верить компании PwC, к 2030 году российский рынок AR/VR составит порядка 15% от мирового (в денежном выражении это 225 миллиардов долларов). Мировой же рынок к тому моменту, как нетрудно подсчитать, достигнет объема в 1, 5 триллиона долларов.
Есть ли в России проект, готовый конкурировать с иностранными платформами для метаконференций? Оказывается, да. Он называется INREAL и создала его небольшая команда разработчиков из Красноярска.
«Нами разработана коммуникационная площадка, которая выступает аналогом всем известным видеосервисам, таким как Zoom, Microsoft Team и другие. Однако, в отличие от перечисленных видеосервисов, наше решение позволяет погрузить участников встречи в определенную атмосферу, способствующей совместной работе и отдыху, или презентовать потенциальному заказчику как отдельные решения, за счет загрузки 3d моделей, так и целые сцен. К примеру, VR можно использовать для презентации концепта здания или производственного цеха», — рассказывает Олег Неборский, руководитель проекта.
Во время метаконференций участники могут фиксировать свои идеи виртуальным маркером прямо в воздухе, создавать трехмерные рисунки с использованием чертежного инструмента, а также формировать масштабные интеллектуальные карты из неограниченного количества стикеров разного размера и цвета. К тому же, процессе обсуждения подгружать необходимые аудио и видеофайлы, изображения и демонстрировать их на одном из виртуальных экранах, размер и месторасположение меняется по желанию пользователя, а также, не выходя из виртуальной среды, пользоваться другими приложениями — подключив экран своего компьютера.
Более того, участники встречи, всего по одной фотографии, могут создать реалистичного аватара и оставаться самим собой даже в виртуальном мире.
«VR дает чувство контакта. В виртуальной среде все друг друга видят и в некотором роде чувствуют: кто на что смотрит, кто о чём говорит, где вообще сейчас фокус встречи. VR обладает всеми преимуществами реальных встреч, но при этом вам не нужно искать подходящее помещение с необходимым мультимедийным оборудованием, расположение которого устраивало бы всех. Оно у вас уже есть, на неограниченное время. При этом, в одно мгновение, вы можете сменить локацию — с офиса, где комфортно работалось, на вечерний лес и загородное шале, в котором можно максимально расслабиться и насладиться непринужденным общением под звуки природы»,#nbsp;— говорит Олег Неборский.
С технической точки зрения платформа не очень требовательна: достаточно компьютера с процессором Intel Core i3 (либо i5) и 4-6 Гб видеопамяти, чтобы запустить решение на компьютере, или на проводных VR-очках, либо автономных, вроде Oculus Quest, поддержка которых появилась в конце 2021 года.
Возможность запуска платформы на автономных VR-очках, поддерживающих функцию отслеживания движение рук, позволяет пользователю с легкостью перемещать экраны или стикеры, вертеть в пальцах 3D-модели — а также бросить эту 3D-модель коллеге через всю комнату за счет добавления реалистичной физики.
Те, у кого нет VR-гарнитуры, могут просто подключиться с компьютера, либо использовать один из популярных сервисов видеосвязи: Skype, Zoom, Microsoft team и другое. Конечно, такого погружения, как при использовании VR-очков, не будет. Но вовлеченность все равно будет выше, чем при обычном видеозвонке.
Первыми пользователями INREAL стали сами разработчики — когда платформа была готова к использованию, по Красноярскому краю как раз ударил COVID-19. Команда была вынуждена перейти на удаленную работу, а все встречи стала проводить в виртуальном пространстве, в том числе и неформальные, собираясь вместе у виртуального костра. В какой-то момент команда даже сделала баскетбольную площадку для совместных игр.
Многие проекты хорошо выглядят на бумаге, но имеют колоссальные проблемы с практической реализацией, чего не скажешь о INREAL.
В октябре 2021 года совместно с производителем автоматизированных киосков «Robymarket», для одной из московских выставок, был создан виртуальный шоурум, в котором сотрудники компании демонстрировали новые модели киосков и их работу потенциальным покупателям. Размещение киосков в виртуальном пространстве, позволило не только презентовать модели, которые пока не воплощены «в железе», но и разобрать киоски, чтобы посмотреть, как они устроены.
Виртуальная презентация позволила компании сильно сократить расходы на транспортировку, а также дала возможность одновременно участвовать в нескольких выставках. «В условиях, когда многие границы закрыты, а авиаперелеты стоят недешево, виртуальная реальность может стать отличной альтернативой для презентации дорогих, высокотехнологичных решений», считает Олег Неборский.
Месяцем позже INREAL стал частью Красноярского городского форума: в ходе виртуальной стратегической сессии, занимавший тогда пост мэра Сергей Ерёмин, вместе с коллегами, не только обсуждали парк будущего в 2050 году, но и конструировали его в виртуальной реальности.
«Красноярский городской форум стал первой площадкой в регионе, на которой одна из встреч прошла в виртуальной реальности, и сразу же при участии мэра города. При содействии Администрации города Красноярск и Красгорпарка, на платформе INREAL, участники встречи, в течении часа, обсуждали вопросы, связанные с развитием городских парковых пространств. Несмотря на длительность подготовительного этапа, а также мелкие шероховатости, присущие всему новому, считаем, что дальнейшая реализация подобных встреч на регулярной основе, позволит повысить качество встреч за счет интерактивности и более высокому уровню погруженности участников встречи в предмет обсуждения», — говорит Олег Неборский.
Помимо проведения виртуальных встреч и мероприятий у платформы есть еще одно перспективное направление развития: обучение сотрудников компаний в виртуальной реальности, по разработанному сценарию. Для прохождения обучения потребуется надеть VR-очки и запустить приложение, после чего сотрудник магазина оказывается в виртуальном магазине (для создания комнаты достаточно загрузить панорамную фотографию со смартфона), а перед ним появляется клиент — например, семейная пара или молодая женщина. Сотрудник должен правильно отработать сценарий общения с клиентом, получить оценку и перейти к следующему сценарию.
Опыт реализации подобных методов обучения, например, в американской сети Wallmart, имеющей филиалы в 28 странах мира, или в сети супермаркетов «Перекресток», показывает, что данный способ обучения, позволит снизить время, затраченного на обучение, с 3-х часов до 25 минут, а также повысить результаты на 10-15% в сравнении с традиционными методами обучения.
В краткосрочной перспективе, планируется развитие по двум направлениям: продвижение существующего решения в Азии, на которой рынок метавселенных активно поддерживается государством, а также развитие платформы в партнерстве с частными и государственными компаниями в России, обладающей значительным потенциалом для взращивания таких проектов.
«Уже сейчас INREAL — это целая экосистема, которая позволяет объединить сотрудников компании в рамках одной метавселенной для решения множества задач (от проведения мозгового штурма до совместного просмотра фильма) без необходимости нахождения в определенном физическом пространстве. Однако, потенциал INREAL гораздо шире, его применение не должно зацикливаться на одной или нескольких компаний, а распространяться на город, регион, страну... к примеру, для обсуждения виртуальных проектов новых общественных пространств, зданий и микрорайонов. Сегодня многие страны уже начали процесс создания своих метавселенных, которые будут максимально отражать их национальный колорит, в которых человек будет себя чувствовать себя, как дома. Метавселенные становятся новой точкой глобальной конкуренции, и если мы не хотим остаться на задворках — такие проекты нужно развивать уже сегодня», — считает Олег Неборский.
В данный момент INREAL доступен в Oculus App Lab, а также готовится релиз в сервисе Steam. Команда в поисках новых клиентов и партнеров для дальнейшего развития проекта — который на данный момент является единственным в своем роде на территории России.
Материал интернет-газеты NewsLab доступен по ссылке.